Анализ последствий финансового кризиса для российского страхового рынка
Финансы,
20 ноября 1998 г.
О последствиях финансового кризиса для страхового рынка 2119 просмотров
В настоящее время страховые компании России переживают не менее драматические дни испытаний, чем пошатнувшиеся российские банки. Страховщики самостоятельно и вместе с Всероссийским союзом страховщиков ведут борьбу, чтобы отвести угрозу краха системы страховой защиты, исчезновения российского национального страхового рынка.
Решения Правительства о прекращении исполнения обязательств и о последующей реструктуризации долга по государственным ценным бумагам, сопровождавшиеся осторожными замечаниями по поводу защиты интересов частных вкладчиков, совершенно не учитывали специфику работы страховых организаций. Попробуем ответить на вопрос "Почему страховщики "играли" в пирамиду ГКО?" По действующим нормативным документам, утвержденным Правительством РФ, страховые компании России были обязаны размещать свои резервы в Государственные краткосрочные облигации (ГКО/ОФЗ). При этом минимально допустимые нормативы варьировались от 10% по имущественным видам до 100% по обязательному медицинскому страхованию. Кроме этого инвестирование средств страховых резервов в государственные долговые обязательства стимулировалось разработанной три года назад системой обязательных для страховщиков нормативных коэффициентов. Несоблюдение наказывалось выдачей предписания с возможностью последующего отзыва лицензии. Страховщики с трибуны многих форумов давно обращались в Правительство с предложениями создать достаточно защищенные специальные финансовые инструменты для инвестирования средств страховых резервов, дать право страховым компаниям самостоятельно осуществлять инвестиционные операции, минуя банки-посредники. Такое решение не было принято. Стоит отметить, что в отличие от профессиональных инвестиционных спекулянтов страховщики, направляя средства страховых резервов преимущественно в ГКО, преследовали не цели легкой наживы гарантированных высоких процентов. Государственные ценные бумаги были для страховщиков практически единственным законным средством надежного сохранения страховых резервов, которые не являются собственностью страховщика, а представляют собой коллективные средства страхователей, аккумулируемые страховщиком и направляемые им на страховые выплаты. Относительно высокие нормы доходности по ГКО использовались страховщиками для снижения тарифов, чтобы сделать страхование более доступным для населения в условиях низкого платежеспособного спроса. По оценкам ВСС, в момент обявления дефолта более 60% активов страховых компаний (8 млрд руб.) были размещены в ГКО. (По другим данным, эта величина может быть в два раза ниже). Они составляли наиболее ликвидную часть активов. За годы развития российского страхового рынка отечественные страховщики не успели создать резервы будущих периодов — активов компаний с трудом хватало на выполнение обязательств по текущим выплатам. При этом приходилось заниматься кропотливой работой по развитию непростых технологий ведения страхового бизнеса. Развитие долгосрочного страхования не стимулировалось, поэтому отечественные страховщики, с большим трудом завоевывая доверие страхователей, только в последнее время добились некоторых успехов в формировании долгосрочных резервов по страхованию жизни. В силу этого основные обязательства страховщиков носят краткосрочный характер и соответственно обеспечиваются резервами, размещенными в краткосрочные государственные бумаги. Реструктурировать без катастрофических последствий сроки погашения ГКО страховщики могут только по той малой части ценных бумаг, которые соответствуют обему договоров долгосрочного страхования. Решение Правительства РФ об отсрочке исполнения обязательств по государственным ценным бумагам подрывает возможности страховщиков исполнять основные обязательства по наиболее массовым договорам страхования — со сроком не более года. Знание изложенных обстоятельств делает понятным нежелание страховщиков мириться с позицией: мол, играли в большие проценты — вот и доигрались. После продолжительных усилий по разяснению указанных обстоятельств новому составу Правительства, предпринятых Всероссийским союзом страховщиков за последние месяцы, появилась надежда, что новый механизм реструктуризации государственного долга учтет особое положение страховщиков, заложников ГКО по неволе. К сожалению, источником кризиса стал не только обвал ГКО. Последствия финансового кризиса, вызванного решением Правительства РФ о "дефолте" и последующей реструктуризацией государственных долговых обязательств, затрагивают фундаментальные основы страховых отношений. Нарушена ликвидность и доходность активов страховых компаний, размещенных в государственных долговых обязательствах, акциях российских предприятий, векселях российских банков, ценных бумаг, эмитируемых российскими регионами. Резко увеличился размер рублевых обязательств, что вызвано ростом курса доллара, по договорам страхования с валютным исчислением страховых сумм, не обеспеченных соответствующим резервированием в валюте или хеджированием курсовых рисков. Повысился риск предстоящих потерь сохранившихся активов в связи с угрозой банкротств мелких, средних и крупных банков. В связи с общим снижением стоимости активов отечественных страховых и перестраховочных компаний резко снизилась надежность перестраховочной защиты по рискам, размещенным на российском перестраховочном рынке. Нарушены системы исполнения платежей. Экономика перешла в состояние с высоким уровнем инфляции в условиях, когда нет надежных высоколиквидных инвестиционных инструментов; отсутствует законодательно оформленный общепризнанный механизм индексирования рублевых обязательств; нет нормативов, позволяющих страховщикам производить перерасчет обесценивающихся страховых резервов по рублевым обязательствам с учетом индекса инфляции. Снизился платежеспособный спрос на страховые услуги и доверие страхователей к отечественной финансовой системе. Возникшие проблемы можно разделить на: проблемы исполнения обязательств по заключенным ранее договорам страхования и проблемы организации работы страховых компаний в новых условиях. В сложившейся ситуации вполне справедлива следующая позиция. Проблемы исполнения обязательств страховщиками по ранее заключенным договорам страхования являются проблемами каждой отдельно взятой компании. Обеспеченность обязательств страховщика активами с соответствующим уровнем ликвидности в условиях кризиса — это испытание на профессионализм инвестиционной политики каждой компании. Однако внутренние проблемы отдельных страховщиков могут скоро стать общими проблемами рынка, если допустить распространение паники среди страхователей, вызванной неисполнением обязательств кем-либо из страховщиков. Поэтому страховщикам нужны коллективные меры по защите интересов страхователей. Нам представляется целесообразным разработать и утвердить решением Правительства РФ порядок: предоставления страховщикам льготных и беспроцентных кредитов ЦБ под залог государственных долговых обязательств; погашения обязательств по ГКО через ввод в обращение особых ценных бумаг, которые страховщики смогут получить в обмен на свои ГКО с последующей выдачей страхователям для получения страхового возмещения в Сбербанке (или других уполномоченных банках), при наличии заключения от страховщика о выплате страхового возмещения в связи с наступлением страховых событий. Разработать механизм введения временного внешнего управления активами и процессом выплат страховщиком страховых возмещений с задержкой срока исполнения. Содействовать процессу укрупнения и слияния страховых компаний с применением самых различных организационно-правовых моделей. Высокий и труднопрогнозируемый уровень инфляции, который стал неоспоримым фактом, в настоящее время делает невозможным осуществление страховых операций без нарушения действующего законодательства. В стране отсутствуют индикаторы инфляции, имеющие законный статус. В недавнем прошлом страховщики в целях оценки страховой стоимости имущества, учитывающей инфляцию, широко использовали в практике методику назначения страховой суммы и, соответственно, расчета страховой премии и страхового возмещения в привязке к курсу доллара США. Это обеспечивало полноценную защиту интересов страхователя. Однако страховщики в соответствии с действующим законодательством не имели право осуществлять расчет страховых резервов, обеспечивающих соответствующие обязательства по договорам страхования резидентов в иностранной валюте. Поэтому страховые выплаты в части, превышающей курсовую разницу (от момента страхования до момента страхового возмещения), осуществлялись из чистой прибыли, а также вызывали уплату с этой суммы НДС. Соответственно страховщик при страховании в валютном эквиваленте должен был нести дополнительные потери на уплату налогов в обеме 50% от размера курсовой разницы с каждой суммы страхового возмещения, рассчитанной в валютном эквиваленте. Такое положение дел приводило к искажению финансовой сути договора страхования, однако было выгодно государству с точки зрения конфискационных приоритетов. По моему мнению, страховщики мирились с таким положением в связи с существовавшими льготами по прибыли на доходы, получаемые от инвестиций в ГКО. Такие льготы позволяли в период высокой инфляции компенсировать потери уплаты налога на прибыль с суммы вышеуказанной курсовой разницы. Сегодня страна снова вернулась в период высокой гиперинфляции, но мы уже не имеем ни ГКО, ни механизмов инвестирования в защищенные от инфляции валютные финансовые инструменты, ни соответствующих льгот на инвестиционные доходы. Поэтому оказываются заблокированы все базовые финансовые функции страховой компании: расчет страховой суммы в эквиваленте, обеспечивающем защиту имущественного интереса страхователя; расчет страхового взноса, обеспечивающего формирование необходимых страховых резервов; защита от инфляции страховых резервов в период действия договора страхования. Есть две возможности противостоять инфляции. Во-первых, это рублевый индикатор инфляции. На законодательном уровне можно ввести порядок ежедневного назначения государственного индикатора инфляции, который будет применяться для расчета операций по страхованию резидентов по договорам с обемом ответственности, не требующем зарубежной перестраховочной защиты. Для расчета операций по страхованию нерезидентов или имущества резидентов, приобретенного за валюту, а также по договорам с обемом ответственности, требующим зарубежной перестраховочной защиты, целесообразно было бы разрешить страховщикам производить страхование в валюте. Не менее важно разрешить страховщикам производить инвестирование страховых резервов в финансовые инструменты, защищенные от инфляции (драгоценные металлы, специальные государственные долговые обязательства с купонным доходом, привязанным к инфляционному индикатору, государственные валютные долговые обязательства как российского, так и зарубежного происхождения и др.). При этом следовало бы, на наш взгляд, дать страховщикам право самостоятельно, без посредников осуществлять инвестирование страховых резервов в государственные долговые инструменты, драгоценные металлы и пр. Подготовить изменения действующих и ввести в действие новые нормативные документы Департамента по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ, позволяющие страховым организациям: производить ежемесячную корректировку страховых резервов и страховых сумм по действующим договорам страхования с учетом государственного индикатора инфляции, разрешить страховщикам применять на практике повышающие инфляционные коэффициенты при расчете тарифной ставки. Во-вторых, страхование в валюте, которое потребовало бы временно, до наступления периода долгосрочной стабилизации курса рубля: разрешить страховщикам производить страхование в валюте всех рисков резидентов; разрешить инвестирование страховых резервов в валютные финансовые инструменты; дать право самостоятельно, без посредников осуществлять инвестирование страховых резервов в валютные финансовые инструменты; подготовить изменения действующих и ввести в действие новые нормативные документы Департамента по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ, позволяющие страховым организациям производить расчет страховых резервов, нормативов по инвестированию страховых резервов, соотношению активов и обязательств в валюте. Недостатки и преимущества предложенных методов очевидны и требуют взвешенной оценки. Рублевый механизм защищает национальную валюту, однако сложен в реализации. Валютное решение увеличит на 2-3% давление на курс рубля, однако легко реализуемо и не требует периода привыкания со стороны потребителей к новому инфляционному индикатору. Предложенные меры являются необходимыми, но не достаточными. Чтобы сохранить отечественное страхование, потребуется дополнительная поддержка страховых компаний и борьба за пошатнувшееся доверие страхователей. Для этого, как нам кажется, необходимо форсировать введение мер, предусмотренных государственной программой развития национального страхового рынка, стимулирующих развитие страховых отношений (отнесение страховых платежей к производственно необходимым затратам, исключение страховых выплат из совокупного годового дохода граждан и пр.). Возможно, для преодоления недоверия страхователей к сложившимся элементам отечественной финансовой системы потребуется пойти на "непопулярное" решение и разрешить отечественным страховщикам работать напрямую с иностранными банками по расчетному и инвестиционному обслуживанию. В качестве временной меры на этапе кризиса может стать эффективным снятие ограничений (по размерам, видам и темпам) на перестраховочные операции за рубежом. Наличие у страховщика зарубежной перестраховочной защиты в первоклассной международной компании значительно повысит привлекательность его собственных услуг. Напоследок остается упомянуть и о третьем пути, который не принято обсуждать, но многие имеют его в виду. Он заключается в том, чтобы ничего не менять и открыть рынок для зарубежных компаний. Они придут и сделают наш страховой рынок сказочным, как в раю. Очень заманчивая и очень привычная, родная "обломовщина". Тем, кто "продвинут", понятно, что не будут зарубежные компании заниматься у нас благотворительностью. Возьмут "хорошие" риски, оставят нам наши "специфические", не поддающиеся западной прагматичной статистике. И невостребованной останется творческая энергия большого числа отечественных Кулибиных от страхования, которые уже доказали, что способны развивать отечественное страхование гигантскими темпами в самых неблагоприятных рыночных условиях.
Соловьев П., член президиума ВСС
Вся пресса за 20 ноября 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
ТАСС: ущерб по инциденту с SSJ-100 может составить до 3 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 25 ноября 2024 г.
Бюджет Фонда ОМС на 2025 год составит 3 млрд манатов
|
|
Алтайская правда, Барнаул, 25 ноября 2024 г.
Подушевой норматив финансирования программы обязательного медстрахования в 2025 году увеличится с 20 до 24 тыс. рублей
|
|
UzDaily.uz, 25 ноября 2024 г.
Fitch изменил прогноз для страховой компании Kafolat на «негативный»
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
Комсомольская правда-Санкт-Петербург, 25 ноября 2024 г.
Пострадавшие в ДТП с фурой пассажиры автобуса в Ленобласти смогут получить страховые выплаты
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Великобритания расширила санкции против РФ
|
|
РИА Дагестан, 25 ноября 2024 г.
Дагестанцев назвали самыми неаккуратными водителями с частыми авариями
|
|
Russia Today, 25 ноября 2024 г.
В Союзе автостраховщиков поддержали увеличение штрафа за езду без ОСАГО
|
|
BFM.Ru, 25 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие ОСАГО планируют повысить
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
ВСК и «АльфаСтрахование» включены в британский санкционный список
|
|
Ведомости онлайн, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «Альфастрахования» и страхового дома ВСК
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Великобритания внесла в санкционный список «АльфаСтрахование»
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 25 ноября 2024 г.
«Водителям невыгодно!»: Пятитысячные штрафы за ОСАГО назвали неэффективным
|
|
КурсивЪ, Астана, 25 ноября 2024 г.
Заявители смогут выбирать форму обеспечения уплаты таможенных пошлин
|
|
Правда Севера, Архангельск, 25 ноября 2024 г.
Глаз-алмаз: зачем автомобилисту полис ОСАГО и при чем тут камеры дорожного движения?
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|